В предыдущем материале мы говорили о базовом наборе инструментов — таком, который позволяет устранить мелкие неисправности и спокойно добраться до дома или работы. Для городской эксплуатации его более чем достаточно. Но если впереди несколько дней или даже недель в дороге — будь то трасса или пересечённая местность, — набор придётся расширить, чтобы вы могли обслуживать и при необходимости ремонтировать мотоцикл самостоятельно.
Профилактика превыше всего
Хороший способ определить базовый набор необходимых инструментов — выполнить на своём мотоцикле первое серьёзное техническое обслуживание. Обычно оно включает замену масла и фильтра, обновление воздушного фильтра и свечей зажигания, регулировку цепи, проверку тормозов и другие стандартные операции. По мере работы фиксируйте в списке все инструменты и расходники, которые вам понадобились.
Это даст два ключевых преимущества. Во-первых, вы получите точное представление о том, какие инструменты действительно необходимы для полноценного обслуживания вашей техники. Во-вторых, мотоцикл будет приведён в идеальное рабочее состояние. А это, откровенно говоря, лучший способ избежать неприятных сюрпризов в путешествии — подготовить всё заранее. В конце концов, грамм профилактики стоит центнера лечения.
Уплотняем, комбинируем, оптимизируем
Разумеется, никто не хочет возить с собой в кофрах «тонну вещей на все случаи жизни», поэтому важно трезво оценить, что из используемого можно исключить, а оставшееся — компактно упаковать.
Например, вместо набора рожковых ключей «каждый размер отдельно» логичнее взять несколько комбинированных. Аналогично, нет смысла тащить полный комплект шестигранников и «торксов», если вашему мотоциклу требуется лишь несколько конкретных размеров. Вместо стандартного баллона смазки цепи на 400 мл можно взять дорожный мини-спрей или небольшую 30-миллилитровую бутылочку. Принцип прост: минимизировать массу и объём, максимизировать функциональность.
Когда базовый набор для регулярного обслуживания собран, пора переходить к подготовке ко всему тому, что может пойти не так. А что-то непременно пойдёт — такова природа любого путешествия.
Предугадать всё невозможно, однако есть типичные ситуации, к которым стоит быть готовым. Удобнее всего разделить их по категориям.

Берите только то, что нужно. Безмерный комплект профессиональных головок под шестигранники и «торксы» можно заменить компактным набором ключей.
Колёса и шины
Какие бы колёса и покрышки ни стояли на вашем мотоцикле, у вас должна быть возможность устранить прокол и при необходимости снять колесо. Опытные путешественники обычно возят с собой компактный набор для ремонта бескамерных шин — как правило, это шило и рашпиль для подготовки отверстия, а также жгуты из сырой резины. Для камерных покрышек подойдёт другой ремкомплект: заплатки, клей-активатор и небольшой лист наждачной бумаги для зачистки поверхности. В большинстве стандартных наборов всё это уже предусмотрено.
В коротких внедорожных вылазках и дальних путешествиях на хард- или софт-эндуро полезно иметь с собой 21-дюймовую камеру: её можно установить на переднее колесо или временно «набить» в заднее 18-дюймовое. Также не будут лишними инструмент для выкручивания ниппеля и небольшое лезвие.
В дальних поездках имеет смысл брать мини-компрессор с питанием от внешнего или встроенного аккумулятора — он удобнее, чем баллоны со сжатым воздухом. Если же для вас критичны масса и надёжность, предпочтителен ручной насос.
Для демонтажа колёс удобно использовать комбинированные монтажки с гаечным ключом — это избавляет от необходимости таскать с собой трещотку, переходник, тяжёлые головки и отдельные монтировки. А чтобы облегчить отжим борта покрышки от обода, подойдут компактные специализированные монтировки: самый известный пример — Motion Pro BeadPRO. Если вы путешествуете группой, ту же задачу можно решить с помощью боковой подставки мотоцикла товарища.

Лёгкие и универсальные комбинированные монтировки идеальны для дорожного набора. Монтировки типа BeadPro — приятное дополнение, если есть место.
Топливо и масло
Возить с собой запас бензина или масла необязательно, однако крайне полезно предусмотреть возможность перекачать топливо из другого мотоцикла или автомобиля, а также иметь средства для быстрой герметизации утечки масла в случае повреждения картера.
Шланг длиной около 2 метров и внутренним диаметром 6 мм позволит без труда перекачивать бензин. Более толстый шланг обеспечит более быструю перекачку, но займёт больше места.
Для оперативного ремонта пробитых крышек картера или радиаторов лучшим средством остаётся двухкомпонентный эпоксидный клей — так называемая «холодная сварка» (различные варианты вроде «Поксипола», «Локтайта», «Аксиомы» и аналогичных). В сочетании с металлическими шайбами или даже обычными монетами можно надежно заделать довольно крупные повреждения.
Кроме того, в обязательный минимум стоит добавить силиконовый герметик-прокладку. Единственное правило — изолировать всю подобную химию в отдельные пластиковые пакеты. Вряд ли кто-то захочет испортить вещи из-за случайно протекшего тюбика.

Надейтесь на лучшее, готовьтесь к худшему. «Холодная сварка» (жидкая, полувязкая или твёрдая) есть в багаже каждого серьёзного путешественника.
Всё держится на мелочах
Мотоциклы вибрируют, мотоциклы падают, и в пути всегда существует риск, что что-нибудь треснет, разболтается или вовсе отвалится. Поэтому обязательно возьмите с собой армированный скотч, изоленту, запасной крепёж, контровочную проволоку и — непременно — хороший запас стяжек.
Стяжки по-настоящему незаменимы: ими можно закрепить номер, подтянуть болтающуюся пластиковую облицовку или даже временно стянуть разорванную покрышку. Металлические стяжки отлично подходят для фиксации элементов выпускной системы. Небольшой лайфхак: короткий обрезок пластиковой стяжки идеально подходит для смешивания «холодной сварки».
Чтобы сэкономить место, изоленту можно намотать, например, на гаечный ключ, а кусок армированного скотча — наклеить на лист восковой бумаги и аккуратно сложить: так он не прилипнет ко всему подряд и займёт минимум объёма.
Также имеет смысл взять небольшой электротехнический набор: запасные предохранители, несколько отрезков проводов, термоусадку и коннекторы.

Примерный набор для внедорожных вылазок, упакованный в инструментальную сумку.
Разное, но крайне нужное
Есть инструменты настолько универсальные, что их сложно отнести к одной категории.
Вместо трещотки можно взять Т-образный ключ: он обеспечивает большее усилие, имеет два посадочных конца и не требует удлинителя. При необходимости им можно даже чуть постучать.
Разводной ключ подходит под множество гаек и помогает выправлять погнутые рычаги. Им же можно увеличить плечо для шестигранников или «торксов» — в некоторых ситуациях это решает задачу быстрее и проще.
Клещи с фиксатором — вещь обязательная. В экстренной ситуации они могут временно заменить рычаг или подножку, а также послужить своеобразной «третьей рукой».
Отрез нейлоновой стропы прекрасно работает в роли буксировочного троса. Паракорд тоже нередко выручает. Не будет лишней и половинка полотна ножовки — иногда что-то приходится подрезать или подтачивать прямо на месте.

Компактный фонарик настолько необходим, что заслуживает отдельной подписи. Можно держать его зубами (как на фото), но налобный всё-таки удобнее.
Хранение и организация
Наконец, всё это нужно грамотно сложить. Для таких задач особенно удобны сумки и инструментальные рулоны, которые можно развернуть как рабочую поверхность — на обочине или в лесу это нередко спасает ситуацию. Некоторые дополняют набор небольшим магнитом, чтобы складывать выкрученные болты в одном месте и не терять их в траве.
Не бойтесь делить инструменты на «поднаборы» по функционалу. Ремкомплект для шин и средства ухода за цепью уберите в отдельные пакеты и разные кофры. Буксировочную стропу, шланг для перекачки топлива и другие редко используемые вещи можно разместить отдельно — так основной набор будет компактнее и удобнее.
Тяжёлые предметы лучше размещать ниже и ближе к центру мотоцикла — это заметно влияет на управляемость, особенно с полной загрузкой.
Дополнения для бездорожья и полезные опции
Если отправляетесь в настоящую глушь — добавьте запасные рычаги сцепления и переключения передач, запасные тросы сцепления и газа, а также маленькую бутылочку герметика борта шин.
Аптечка — обязательный минимум, но это тема отдельного материала. А вот GPS-маячок или спутниковый коммуникатор (например, Garmin inReach Mini 2, ZOLEO Satellite Communicator или аналоги) не будет лишним в любом большом путешествии. Дороговат? Да, к тому же может потребоваться подписка. Но если что-то случится в дали от цивилизации — вы будете благодарны себе за такую страховку.

Garmin inReach Mini 2, ZOLEO Satellite Communicator или аналоги: ваш контакт со службой спасения — где бы вы ни были.
И последнее — самое важное
Есть ещё один «инструмент», который нельзя купить: это правильный настрой.
Будьте готовы импровизировать и искать нестандартные решения. Ремонт не всегда будет быстрым, лёгким или аккуратным — но с этим набором и правильным подходом вы почти наверняка не останетесь на обочине.
Что-то упустили? Напишите в комментариях — так те, кто действительно хочет быть готовым, смогут получить максимум полезной информации.

Австралийский ралли-рейдовый гонщик Тоби Прайс на «Дакаре-2021» стал легендой «кустарных механиков», починив заднюю шину скотчем и стяжками. Не совсем элегатно, но держится же.


